Студия дизайна Владимира Мартынова

Иван Федоров. Первые книги Руси.

В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный старорусский кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник первопечатнику Ивану Федорову. Перенесемся в XVI в., когда царствовал Иван Грозный. Люди и тогда тянулись к просвещению. Недаром же старорусские книжники считали чтение книг одной из человеческих добродетелей. «Книги—это реки, напояющие вселенную, в них ведь неисчетная глубина»,—говорили они. Но удовлетворить тягу к книжному просвещению в те времена было нелегко. В России еще не умели печатать книги. Их переписывали от руки особые переписчики — писцы. Порой такой писец работал многие месяцы и, окончив свой труд, облегченно писал в конце: «Как радуется заяц, убежавший от ловушки, так радуется и писец, окончивший эту книгу». Конечно, таких книг было очень мало, и стоили они дорого.К этому времени книгопечатание было уже широко распространено в большинстве европейских стран. И в России потребность в печатных книгах все росла. В 1553 г. в Москве был построен Печатный двор. Он стоял на Никольской улице ( улица 25 Октября). Там и до сих пор осталось одно строение Печатного двора—«правильня», т. е. корректорская, построенная в 1679 г. и перестроенная в 1879 г. Первой книгой, вышедшей в Москве с обозначением места и года печати, был «Апостол» —1564 г. Это довольно объемистая книга церковного содержания. Печатники старались сохранить в ней все особенности рукописи. Шрифт воспроизводит рукописное письмо, первая буква каждой главы выделена красной краской. Начало главы украшают заставки — орнаменты, на которых переплетаются виноградные лозы с кедровыми шишками. В конце книги рассказывается, почему введено было книгопечатание в России, и названы печатники — дьякон Иван Федоров и Петр Мстиславец. Отсюда мы впервые узнаем об Иване Федорове. В то время ему было лет 30—40. Сан дьякона (младший церковный чин) дали первопечатнику, чтобы поставить его в более привилегированное положение по сравнению с простыми людьми. Нет никакого сомнения, что Федоров был русским, и притом москвичом; он сам писал о себе: «Иван Федоров, печатник из Москвы». Он был не только печатником, но и знал различные ремесла, был одним из образованных и предприимчивых людей своего времени. Его товарищ — Петр Мстиславец, судя по прозвищу, происходил из города Мстиславля на Смоленщине. Следовательно, и второй первопечатник был русским или белорусом. Навыки печатного дела получены были, вероятно, из Италии, где в то время книгопечатание достигло особенного расцвета. Но печатались книги по образцу русских рукописей. Печатный двор работал недолго. В октябре 1565 г. он выпустил вторую книгу—« Часовник », — содержащую различного рода молитвы. В России того времени « Часовник » служил первой книгой для обучения чтению. «Апостол» печатался год и стоил очень дорого. « Часовник » же печатался всего два месяца. Что случилось дальше, не вполне ясно. В России наступило тревожное время опричнины. Позднейшие рассказы говорят о гибели Печатного двора от пожара, но подтверждения этому мы не имеем. Рассказывают о бегстве первопечатников из Москвы в Литовское великое княжество, но и это только предположение...

 


Вернуться в раздел Статьи

Тексты и выдержки из редких книг, старых газет и журналов

Вернуться на главную страницу

E-mail: vm-design@mtu-net.ru



Hosted by uCoz